МГУ имени М.В.Ломоносова
Физический факультет

Часто задаваемые вопросы

1. Какую дополнительную финансовую поддержку имеет научная работа на кафедре?

2. Участвуют ли студенты кафедры в научной работе по проектам, которые поддерживаются какими-либо грантами?

3. Какие еще возможности имеют студенты, аспиранты и молодые сотрудники кафедры для поддержки своей научной работы?

4. Могут ли студенты и аспиранты кафедры участвовать в международных конференциях и школах-семинарах для молодых ученых?

5. Какие возможности имеет кафедра по трудоустройству выпускников?

6. Можно ли выбрать себе научного руководителя вне кафедры?

7. В чем основное отличие между кафедрой КТ и ФВЭ и двумя другими общетеоретическими кафедрами - теоретической физики и квантовой статистики и теории поля?

8. Каковы особенности системы дополнительной "компьютерной" подготовки студентов на кафедре КТ и ФВЭ?

9. Какие "компьютерные" спецкурсы и практикумы существуют на кафедре?

10. Чем объясняется достаточно ограниченное число мест (не более 5-7), предоставляемых кафедрой КТ и ФВЭ для студентов 3-его курса при их распределении по кафедрам?

1. Какую дополнительную финансовую поддержку имеет научная работа на кафедре?

Ряд научных исследований, проводимых сотрудниками кафедры КТ и ФВЭ, поддерживается грантами РФФИ, целевыми программами Миннауки РФ, Конкурсного Центра Фундаментального Естествознания Минобразования РФ, а также международными программами и организациями, такими как ИНТАС, ESF (European Science Foundation), DFG (Deutsche ForschungsGemeinschaft) и др. Как правило, такие исследовательские гранты выделяются не всей кафедре, а для поддержки отдельного актуального научного направления, и выполняются сотрудниками кафедры в коллаборации с другими научными группами. Гранты могут быть однократными (для проведения разового мероприятия, например, отдельного эксперимента или расчета, для участия или организации конференции или семинара, подготовки и публикации актуальной монографии или учебника), или выделяться на несколько лет (в среднем на 2-3 года) для поддержки запланированных научных изысканий по теме проекта. Определенное исключение в этом отношении представляет грант Президента РФ, которым уже в течение 10 лет без перерыва поддерживаются работы, проводимые в научной школе академика А.А.Логунова по поиску и исследованию новых нелинейных и квантовых эффектов в гравитации, космологии, физике частиц и вакуумного состояния. Проводимые в рамках этого гранта исследования охватывают целый ряд актуальных проблем фундаментальной физики, а основной состав школы - это сотрудники, аспиранты и студенты-старшекурсники кафедры КТ и ФВЭ.

2. Участвуют ли студенты кафедры в научной работе по проектам, которые поддерживаются какими-либо грантами?

Студенты кафедры достаточно часто привлекаются своими научными руководителями к работе по грантам, но следует заметить, что эффективная научная работа по таким исследовательским проектам становится возможной только на старших курсах, так как требует серьезной специальной подготовки на кафедральных спецкурсах и практикумах.

3. Какие еще возможности имеют студенты, аспиранты и молодые сотрудники кафедры для поддержки своей научной работы?

В настоящее время целевая поддержка молодых ученых, в том числе студентов и аспирантов, является приоритетным направлением деятельности целого ряда национальных и международных государственных организаций и различных частных спонсоров. Сейчас количество всевозможных конкурсов и видов поддержки для молодых ученых существенно больше, чем для серьезных научных исследований (правда, в последнем случае объемы и временные рамки финансирования, как правило, значительно отличаются в сторону увеличения). На кафедре КТ и ФВЭ реальная возможность стать соискателем таких молодежных грантов имеется практически у каждого старшекурсника при условии хорошей успеваемости и активной работы со своим научным руководителем (не говоря уже об аспирантах и молодых сотрудниках). Этому существенно способствуют следующие факторы. Во-первых, тематика научной работы на кафедре не привязана к длительным дорогостоящим экспериментам с большим количеством участников, поэтому конкретные результаты могут быть получены и опубликованы за достаточно короткое время. Во-вторых, специфической чертой теоретических исследований, проводимых на кафедре, является реальная возможность для успешно работающего студента и аспиранта получить от своего научного руководителя свою отдельную конкретную тему в рамках более общей задачи, которая в то же время будет представлять собой вполне актуальное полноценное научное исследование. Наконец, большое внимание, которое уделяется на кафедре подготовке студентов в области численных методов и языков программирования, наличие собственного кафедрального вычислительного кластера делают возможным в ряде случаев проведение исследования, содержащего конкретные численные результаты, что на конкурсах зачастую ценится выше работ, выполненных с большей общностью, но в чисто формульном виде.

4. Могут ли студенты и аспиранты кафедры участвовать в международных конференциях и школах-семинарах для молодых ученых?

Не только могут, но и должны, все зависит от их собственного интереса и активности. Хорошая успеваемость и активное участие в научной работе, тем самым гарантированная поддержка и рекомендации кафедры и научного руководителя позволяют получать молодежные гранты на участие в конференциях и школах как в РФ, так и за рубежом. Эти гранты позволяют оплатить проживание, оргвзнос, дорожные расходы и медицинскую страховку. В частности, студенты, аспиранты и молодые сотрудники кафедры регулярно участвуют таким образом в научных школах ICTP (International Centre for Theoretical Physics, Trieste, Italy), Ecole de Physique les Houches (Les Houches, France), Ettore Majorana Foundation and Centre for Scientific Culture (Sicily, Italy), в научных конференциях и школах-семинарах, проводимых под эгидой ESF (European Science Foundation) и NATO Scientific Affairs Division, а также в других конференциях и научных школах, которые организуются по всему миру и, разумеется, в РФ.

5. Какие возможности имеет кафедра по трудоустройству выпускников?

Сразу оговоримся, что здесь не будет рассматриваться случай, когда выпускник кафедры сразу после защиты диплома рассылает заявки (application forms) на продолжение образования в американских (в основном) университетах в качестве post-graduate студента. Это отдельная тема, кафедра здесь практически ни при чем, поскольку зачастую речь идет о кардинальной смене научного направления. Если же выпускник действительно намерен связать свою дальнейшую жизнь с фундаментальной физикой и при этом хорошо себя зарекомендовал, то в большинстве случаев он имеет все возможности продолжить обучение в аспирантуре либо физического ф-та, либо одного из научно-исследовательских институтов, связанных с кафедрой. После окончания аспирантуры он уже имеет связи с другими научными группами (как в РФ, так и за рубежом), работающими по близкой тематике, и при их поддержке может претендовать на Postdoctoral Position или быть просто приглашен в одну из этих групп для работы на несколько лет, после чего возникает возможность получить там постоянную позицию. В частности, таким образом выпускники кафедры получили позиции в Jet Propulsion Lab. (CalTex, US) и Jicoux Datasystems Lab. (KEK, Japan). (Следует оговориться, что сразу о постоянных позициях за рубежом речь идти не может в принципе, такая возможность появляется очень нескоро.) В ряде случаев наиболее успешно окончившие аспирантуру с защитой кандидатской диссертации выпускники остаются работать на постоянной основе либо непосредственно на кафедре КТ и ФВЭ, в ИТПМ МГУ, в НИИЯФ МГУ, в ЛТФ ОИЯИ, с возможностью периодического выезда на временную работу, на стажировку или по обмену в другие страны (чаще всего в Германию и Италию, где имеются наиболее близкие по тематике исследований научные группы). Будучи аспирантами ИФВЭ, наши выпускники, как правило, стажируются в ЦЕРНе (Швейцария). В ряде случаев выпускники меняют свою узкую специализацию, например, некоторые занимаются физикой полимеров в Ун-те Дублин (Ирландия) и Ун-те Нанд (Франция). Есть также примеры, когда универсальная подготовка, которую получают студенты и аспиранты нашей кафедры, позволяет нашим выпускникам получить еще и второе высшее гуманитарное образование и стать либо высококвалифицированным специалистом по философии, либо защитить в дополнение к диссертации по физико-математическим наукам еще и диссертации по экономическим и юридическим наукам и успешно работать на экономическом факультете МГУ.

И, конечно, случается и так, что выпускники избирают для себя другой путь - становятся высококвалифицированными программистами или вообще уходят в бизнес или политику - такова реальность жизни. Хочется только добавить, что после изученных на кафедре спецкурсов наших выпускников вряд ли можно напугать чем-то новым и непонятным.

6. Можно ли выбрать себе научного руководителя вне кафедры?

Да, этому ничего не противоречит. У кафедры КТ и ФВЭ много связей в различных научно-исследовательских институтах, и мы всегда поможем найти нужного специалиста по интересующей Вас тематике. Но в то же время следует учесть, что благодаря весьма высокой квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры у Вас велика вероятность найти интересную тему непосредственно на кафедре.

7. В чем основное отличие между кафедрой КТ и ФВЭ и двумя другими общетеоретическими кафедрами - теоретической физики и квантовой статистики и теории поля?

Прежде всего, кафедра КТ и ФВЭ с самого начала создавалась как кафедра Ядерного отделения и по своему профилю в большей степени, чем кафедры теоретической физики и квантовой статистики, ориентирована на актуальные проблемы физики фундаментальных взаимодействий. Это вполне гармонично сочетается с теми общетеоретическими курсами, которые ведет кафедра на факультете - электродинамика и квантовая теория в совокупности есть тот фундамент, на котором строится вся современная теория элементарных частиц, а калибровочный принцип, следующий из градиентной инвариантности электродинамики, лежит в основе как современной теории электрослабых и сильных взаимодействий, так и релятивистской теории гравитации. Основная тематика научных исследований на кафедре также в большей степени ориентирована на изучение конкретных фундаментальных физических проблем от механизма удержания кварков и квантовой криптографии до астрофизики и космологии, нежели на не менее интересные, но более абстрактные, зачастую сугубо математические по своей сути общетеоретические вопросы, не имеющие пока никаких даже косвенных экспериментальных подтверждений, хотя и безусловно привлекательные своей внутренней логикой и изяществом используемых математических методов. В частности, на кафедре никак не представлены суперсимметричные модели Великого объединения, теории струн, суперструн и других еще более сложных нелокальных объектов (многомерных "p-бранов"), а также практически чисто математические вопросы операторных и асимптотических методов, решения уравнения марковской эволюции, теории оптимизации и графов, которым отводится значительное место на кафедрах теоретической физики и квантовой статистики.

В то же время, на кафедре КТ и ФВЭ уделяется большое внимание программированию, численным методам и конкретным вычислительным алгоритмам, как в плане обучения студентов, так и в научных исследованиях. В частности, для студентов кафедры разработан и читается специальный курс "Численные методы в теоретической физике", дополненный кафедральным практикумом по наиболее актуальным для физиков языкам программирования и вычислительным алгоритмам, включая символьные и параллельные вычисления. Одновременно численные расчеты являются существенной составной частью большинства научных исследований, которые ведутся на кафедре. Для целей обучения студентов и решения чисто научных задач на кафедре создан свой вычислительный параллельный PC-кластер, который постоянно совершенствуется, оборудуется современный компьютерный класс для проведения занятий и научной работы. В результате наши выпускники, помимо основной специальности физиков-теоретиков, имеют хорошую базовую подготовку в области программирования и вычислительных методов, что открывает им в дальнейшем дополнительные возможности в поиске своего места в жизни. В частности, ряд наших выпускников на хорошем уровне работает профессиональными программистами в РФ, в США, Германии, Японии и других странах.

Кроме того, кафедру КТ и ФВЭ отличает тесное многолетнее и разностороннее сотрудничество с Отделом теоретической физики высоких энергий НИИЯФ МГУ, который практически полностью состоит из выпускников кафедры КТ и ФВЭ, а его руководитель проф. В.И.Саврин является по совместительству профессором нашей кафедры, с Отделом теоретической физики ИФВЭ (заведующий кафедрой КТ и ФВЭ академик А.А.Логунов является одновременно научным руководителем ИФВЭ), с Лабораторией теоретической физики ОИЯИ, где также работает много выпускников нашей кафедры. Это сотрудничество касается как чисто научных вопросов, так и руководства дипломниками и аспирантами и их дальнейшего трудоустройства, и весьма положительно влияет на всю работу кафедры.

8. Каковы особенности системы дополнительной "компьютерной" подготовки студентов на кафедре КТ и ФВЭ?

Во-первых, все практические занятия по "компьютерным" спецкурсам кафедры КТ и ФВЭ выполняются в ОС UNIX (Linux). Дело не только в легальности использования данной ОС и в том, что UNIX и большая часть программ под ним распространяется как "open source". Дело еще и в возможности эффективной работы. Мы очень благодарны семейству ОС Windows за то стремительное развитие вычислительной техники, которое они простимулировали. (На менее производительных компьютерах "в возрасте"они не живут. Или живут, но не работают.) Однако реальную научную работу следует, разумеется, вести под UNIX. Устойчивость к зависанию, эффективное деление времени с нормально работающими приоритетами процессов, разумная система администрирования, минимум ресурсов, потребляемых самой системой (одна и та же программа на одном и том же компьютере под UNIX может считать в 3 раза скорее, чем под Win) - все это было заложено изначально, а не присобачивалось извне, как внешняя пристройка.

Единственное, в чем UNIX уступает семейству Win - это в красотах оформления (которые, кстати, и поедают заметную часть ресурсов, и которые, кстати, совершенно бесполезны при практической работе).

Еще одна причина, по которой Вы должны освоить UNIX - это необходимость понимать своих зарубежных коллег. В крупных научных центрах UNIX (как ОС) и TeX (как редактор, в котором набираются тексты статей) являются общепринятыми устойчивыми стандартами.

Во-вторых, понятие "умение программировать" - это весьма многозначное понятие. Есть разница между написанием драйверов устройств на ассемблере, написанием демонов (они действительно так называются!) под UNIX, затачиванием уже существующей базы данных под нужды конкретной коммерческой фирмы, написанием front-end модуля с кнопочками, ползунками и окошечками в рамках большого программистского проекта и написанием настоящих счетных программ для научных целей. Даже стиль программирования должен быть разный - все то, что в руководствах по программированию справедливо осуждается (например, использование глобальных переменных), для счетных программ нередко оказывается оптимальным методом, а иногда и единственным разумным выбором.

Известно, что средний уровень (именно средний, о максимуме речь не идет!) программистских навыков на мехмате и физфаке по целому ряду весьма существенных позиций оказывается выше, чем на ВМК. Это связано, во-первых, с тем, что при выполнении курсовых и дипломных работ студентам этих ф-тов приходится решать конкретные, а не учебные задачи. (На физфаке, в частности, сейчас более половины дипломных работ - это или численный эксперимент, или обработка реального эксперимента с помощью достаточно сложных численных методов). Во-вторых, это связано с полиглотством, существующим на ВМК - в результате получается не слишком хорошее знание огромного количества языков.

Печальный опыт показывает, что при решении учебных задач (которые по необходимости являются крошечными и искуственными) невозможно приобрести опыт в написании и отладке настоящих счетных программ. Вычислительный практикум кафедры КТ и ФВЭ составлен из реальных задач (или кусочков задач), которые нередко встречаются в работе физика-теоретика. Разумеется, эти задачи несколько адаптированы под учебный процесс, чтобы их можно было решить за конечное время. Как показал опыт, приобретенные таким образом навыки в подавляющем большинстве случаев оказываются достаточными для успешной реализации численного счета в любой области современной физики (от физики частиц до квантовой оптики и лазеров).

9. Какие "компьютерные" спецкурсы и практикумы существуют на кафедре?

На кафедре читается курс численных методов, ориентированный на потребности физика-теоретика. Отбор материала производился исходя из опыта практической работы. При этом оказалось, что большинство стандартных численных методов физик-теоретик должен знать. Единственное исключение - это обработка данных эксперимента, чем теоретики обыкновенно не занимаются.

Курсы численных методов нередко строятся как курсы теории численных методов. Такие курсы, безусловно, полезны для тех, кто собирается совершенствовать эти методы дальше. Однако, эти курсы нередко имеют ту неприятную особенность, что не дают простого и надежного рецепта для решения конкретных задач. Кроме того, в них нередко излагаются чрезвычайно витиеватые методы, которые дают около 10 процентов выигрыша по скорости по сравнению с гораздо более простыми методами. Совершенно ясно, что практической ценности такое ускорение не имеет. Кроме того, обычно совершенно неясно, как можно "подкрутить" этот метод, чтобы адаптировать его к Вашей конкретной задаче.

Цель нашего курса гораздо более приземленная и прагматичная. Мы даем коллекцию простых, надежных и по возможности понятных рецептов решения тех задач, которые могут встретиться в реальной научной работе.

Наконец, на вычислительном практикуме Вы будете учиться решать конкретные задачи с помощью системы аналитических вычислений MAXIMA.

Умение использовать системы аналитических вычислений совершенно необходимо физику-теоретику. Нередко приходится иметь дело с настолько громоздкими выкладками, что даже при очень аккуратном выписывании формул ручкой на бумаге вероятность ошибки заметно отличается от нуля. Если Вы сумеете объяснить системе аналитических вычислений, какие выкладки Вам нужно провести, она выполнит их гораздо скорее, чем Вы, и с гарантированно правильным ответом - она не потеряет знак или коэффициент "2" по ходу выкладок.

Опыт показывает, что, во-первых, навыки программирования на "обычных" алгоритмических языках (Basic, Pascal, C, и т.п.) довольно сильно отличаются от того, что надо уметь при работе с системой аналитических вычислений. Как раз те, кто легко и естественно программируют на "С", иногда с большим трудом осваивают MAXIM'у или REDUCE. Во-вторых, человек, освоивший одну из систем, с легкостью сумеет пользоваться и всеми остальными - отличия между ними в основном сводятся к синтаксису.

При этом существует большая разница между знанием синтаксиса MAXIM'ы и умением ей пользоваться. Только после решения определенного набора конкретных задач (эти задачи, разумеется, взяты из опыта практической работы) возникает понимание реальных возможностей системы аналитических вычислений и стандартных приемов работы с ней.

Интересно, что большинство задач может быть решено совершенно разными способами, и опыт ведения практикума показывает, что иногда предлагаются гораздо более эффективные решения, чем те, которые являются "стандартными".

Выполнение практикума позволяет усвоить стандартные навыки и приемы работы с системами аналитических вычислений, без которых в современной теоретической физике обойтись практически невозможно.

10. Чем объясняется достаточно ограниченное число мест (не более 5-7), предоставляемых кафедрой КТ и ФВЭ для студентов 3-его курса при их распределении по кафедрам?

На кафедре действует принцип - ''лучше меньше, да лучше''. Если наш студент действительно намерен связать свою дальнейшую жизнь с фундаментальной физикой и при этом хорошо себя зарекомендовал, то кафедра считает своей прямой обязанностью создать ему все условия для продолжения обучения в аспирантуре либо физического ф-та, либо одного из научно-исследовательских институтов, связанных с кафедрой, так чтобы в срок была подготовлена и защищена кандидатская диссертация, а выпускник имел все шансы и далее работать над фундаментальными физическими проблемами уже как наш коллега. Однако, как известно, аспирантура не резиновая, а число свободных вакансий для трудоустройства по специальности даже при условии успешного окончания аспирантуры также ограничено (этот закон не знает исключений ни в одной стране мира). Поэтому число 4-5, максимум 7-8 мест при наборе студентов на 3-ем курсе - это то реальное число, при котором, как показала практика последних лет, кафедра способна обеспечить своим выпускникам надежную поддержку для начала, будем надеяться, их безусловно блестящей научной карьеры.